Збірник наукових праць "Економіка сьогодення: питання та перспективи"

Міністерство освіти, науки, молоді та спорту України

Економіка сьогодення: питання та перспективи

Наукове видання   |  Збірник наукових праць  

За редакцією д-ра екон. наук, професора, академіка АЕН України І. Г. Брітченко

Корисні лінки

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ НА ПРИМЕРЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УДК 332.122

К. ф.-м. н. Ковалева И. Н.

Филиал ФГБОУ ВПО «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)» в г. Георгиевске Ставропольского края,

Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ НА ПРИМЕРЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Наведено аналіз результатів соціально-економічного розвитку Карачаєво-Черкеської Республіки. В результаті аналізу визначені та обґрунтовані три можливі напрями підвищення конкурентоспроможності та стійкості розвитку регіональних еконо­міч­них кластерів Карачаєво-Черкеської Республіки.

Ключові слова: конкурентоспроможність, регіональний економічний кластер, сталий розвиток.

Приведен анализ результатов социально-экономического развития Карачаево-Чер­кесской Республики. В результате анализа определены и обоснованы три возможных направления повышения конкурентоспособности и устойчивости развития регио­нальных экономических кластеров Карачаево-Черкесской Республики.

Ключевые слова: конкурентоспособность, региональный экономический кластер, устой­чи­вое развитие.

The article presents the analysis of the results of socio-economic development of the Republic of Karachay-Cherkessia. Resulting from the analysis, three possible directions of increasing competitiveness and sustainability of regional economic clusters of Karachay-Cherkessia Republic are identified and substantiated.

Keywords: competitiveness, regional economic cluster, sustainable development.

 

В современных условиях хозяйствования первоочередными становятся вопросы, связанные с конкурентоспособностью и устойчивостью развития страны, региона или отдельно взятого предприятия. При этом региональная конкуренция является важнейшим фактором, способствующим повышению эффективности национальной экономики. Совершенно очевидно, что устой­чивость и конкурентоспособность страны или конкретного региона опреде­ляется уровнем технологического развития. Опыт наиболее экономически развитых и конкурентоспособных стран мира показывает, что одним из наиболее действенных механизмов, способствующих повышению устой­чи­вос­ти территорий, является реализация кластерной политики. Между участ­ни­ками кластера происходит непрерывный и ускоренный обмен информа­цией, что способствует повышению конкурентоспособности не только предприя­тий, входящих в кластер, но и экономики региона (страны) в целом. Кластерный подход рассматривает такие категории, как взаимосвязь и сотрудничество государства, бизнеса, науки и образования, конкурентоспособность, инфор­ма­ционно-коммуникативные сети [1].

Многообразие всех подходов и методик исследования различных сто­рон, очерчиваемое в статье, сочетается с дефицитом системных представлений о механизмах, приоритетах и факторах формирования и реализации регио­нальных экономических кластеров, повышающих конкурентоспособность региона в рыночном развитии национальной экономики. Данное обстоя­тельс­тво обусловило выбор темы статьи.

Исследование теоретико-методологических основ развития региональ­ных экономических кластеров и экономической устойчивости, направленных на повышение конкурентоспособности в современных условиях новой Рос­сии, проводилось в научных трудах многих отечественных и зарубежных авторов: В. В. Англичанинов [2], Е. Дахмен, Г. В. Коршунова [3], А. Маршалл, А. А. Миг­ра­нян [4], Л. Г. Мэттссон [5], М. Э. Портер, Д. В. Розов [6], Т. Субботина [7], Т. В. Цихан [8], И. Шумпетер др.

Кластерные инициативы развития, поддерживаемые формы кооперации между предприятиями, государственным сектором, исследовательскими цент­рами движут экономический рост многих регионов страны. В настоящее время происходит углубление процесса кластеризации – с международного и на­ционального уровня на региональный.

Однако передача практического опыта освоения новшеств значительно за­труднена как в силу конфиденциальности информации, ее высокой стои­мости, так и по причине отсутствия методического оформления средних и мелких организационно-технологических, образовательных и других инно­ва­ций [9].

Осуществляя региональную экономическую политику в субъектах Рос­сийской Федерации и на местном уровне, необходимо опираться на глубокое знание сущности кластеризации. Это тем более важно, что, несмотря на весьма распространенное представление об эффективности кластеров и отно­шение к ним как к универсальному средству решения проблем развития ре­гионов и муниципальных образований, нет общепринятого мнения о том, что такое кластер, в чем его суть и каковы принципы кластеризации [10].

Основными направлениями кластерной политики, направленной на по­вы­шение конкурентоспособности и устойчивости развития региональных экономических кластеров, являются: содействие институциональному разви­тию экономических кластеров, предполагающее, в том числе, инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участ­никами кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними; развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаи­мо­действия, что осуществляется через реализацию соответствующих проек­тов и оказывается вне зависимости от принадлежности участвующих в их реа­ли­зации предприятий к тому или иному региональному экономическому клас­теру; обеспечение формирования благоприятных условий развития региональных экономических кластеров, включающих повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества меж­ду предприятиями и образовательными организациями, осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфра­струк­туры, жи­лищ­ное строительство, реализуемое с учетом задач развития класте­ров, предос­тав­ление налоговых льгот в соответствии с действующим законода­тельс­твом и снижение административных барьеров.

Особую актуальность приобретают вопросы обоснования необходи­мос­ти создания кластеров, установления влияния кластеров на конкуренто­способ­ность в современных социально-экономических условиях. При этом, одним из приоритетных направлений нового этапа экономических изменений в Рос­сии является инновационно-кластерная модернизация экономики региона, направленная на дифференциацию целей устойчивого развития экономи­че­ских кластеров и определение критериев повышения конкурентоспособности региона. В достижении этой стратегической цели важную роль призваны сыграть региональные органы власти, которые, в связи с этим, должны изменить приоритеты в своей деятельности и методический подход к обос­нованию выбора ресурсных моделей развития региона.

Рассмотрим основные направления повышения конкурентоспособности и устойчивости развития региональных экономических кластеров (РЭК) на примере Карачаево-Черкесской Республики.

Прежде всего, проанализируем результаты социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, так как они определяют условия и возможности устойчивого развития, как региона, так и его РЭК.

Карачаево-Черкесская Республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, рас­положена в северных предгорьях Большого Кавказа.

В структуре валового регионального продукта традиционно доминирует сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, доля которого составляет к на­чалу 2011 г. – 24,0% или 6595,4 млн. руб.; торговля и услуги – 16% или 3930,5 млн. руб.; обрабатывающие производства промышленности – 14% или 3812,7 млн. руб. и строительство 8,0% или 2279,0 млн. руб.

В динамике инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкессии в 2007–2008 го­дах наблюдался, хотя и незначительный, но положительный рост ка­пи­тальных вложений – 102,6% и 104,2%, соответственно. Объем инвестиций в 2009 году составил 10148,0 млн. рублей, что на 7,8% меньше, чем в 2008 году. В структуре инвестиций в основной капитал в 2007–2009 гг. по видам эко­но­ми­ческой деятельности наибольший объем приходился на обраба­тываю­щие производства – 16,3% в 2007 г., 31,6% в 2008 г. и 24,6% в 2009 г., произ­вод­с­т­во электроэнергии, газа и воды – 10,9%, 16,3%, и 24,9%, соответ­ствен­но, сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство – 8,0% в 2007 г., 10,3% в 2008 г. и 3,6% в 2009 г.

Финансирование освоенных в 2009 году инвестиций крупными и сред­ни­ми организациями осуществлялось преимущественно за счет привле­чен­ных средств, доля которых составила: в 2007 г. – 73,4%, в 2008 году – 70,3%, в 2009 году – 81,4%. Важнейшей составляющей привлеченных средств по-преж­нему остается бюджетное финансирование, главным образом, федеральный бюджет. Основная часть средств из федерального бюджета направлялась на реализацию федеральных целевых программ, целью которых были под­держ­ка социальной сферы и систем жизнеобеспечения, развитие инфраструктуры и туристско-рекреационного комплекса Республики, входящего в состав Се­веро­кавказского туристического кластера.

Наибольшие объемы инвестиций из федерального бюджета в 2007–2009 го­дах были направлены на реализацию следующих федеральных целе­вых прог­рамм: «Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельс­ко­хо­зяй­ственного назначения и агроландшафтов как национального дос­то­яния Рос­сии на 2006–2010 годы», «Юг России», «Социальное развитие села до 2010 го­­­­да», подпрограмму «Автомобильные дороги» федеральной целевой програм­мы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)».

Обобщая информацию о результатах социально-экономического разви­тия Карачаево-Черкесской Республики, можно сделать вывод о том, что в этом регионе имеется достаточного потенциала устойчивости для РЭК. При этом, возможны три направления повышения конкурентоспособности и устой­чи­вос­ти развития РЭК Карачаево-Черкесской Республики. Инерционное на­прав­ление повышения конкурентоспособности и устойчивости развития РЭК Респуб­ли­ки не предполагает каких-либо значительных улучшений ситуации с деятель­ностью предприятий в составе РЭК. Стабилизационное направление повы­ше­ния конкурентоспособности и устойчивости развития РЭК Респуб­лики предпола­гает реализацию в Республике нескольких значительных ин­вести­ционных проектов в области развития рекреационно-туристского РЭК, сельс­ко­­хо­­зяйс­т­вен­ного РЭК, РЭК добывающей промышленности и РЭК строи­тель­ных ма­териалов. Инновационное направление повышения конкурентоспособ­нос­ти и устойчивости развития РЭК Республики предполагает коренные изменения во всех РЭК Республики.

Залогом успешных преобразований будет служить развитие промышлен­ных РЭК, рекреационного сектора сельскохозяйственного РЭК, также при этом достаточно высокими темпами будут развиваться туристско-рекреа­цион­ный РЭК, сельскохозяйственный РЭК и промышленные РЭКи, на ос­нове внедрения высокотехнологичных наукоемких производств.

Наиболее приемлемым для РЭК Республики направлением является ста­би­лизационное направление повышения конкурентоспособности и устой­чи­вости развития РЭК Республики и осуществление постепенного, в течение двух лет, перехода на инновационное направление повышения конкуренто­спо­соб­ности и устойчивости развития. Детализирование содержания мероприятий в области осуществления стабилизационного направления повышения конку­ренто­спо­соб­ности и устойчивости развития по ведущим РЭК Республики включает: туристско-рекреационный РЭК, промышленный РЭК, сельско­хозяй­ственному РЭК (включая прогноз ожидаемых результатов от проведе­ния меро­прия­тий).

Ожидаемые результаты от мероприятий в области осуществления стаби­ли­­зационного направления повышения конкурентоспособности и устой­чи­вос­ти развития туристско-рекреационного РЭК Республики: увеличение до­хо­дов от туристско-рекреационной деятельности, которые пополнят бюджет Респуб­ли­ки (туристические услуги (млн. руб. в ценах соответствующих лет): 2008 г. – 159,0; 2010–2015 гг. – 480,8; 2015–2020 гг. – 893,9; 2020–2025 гг. – 1535,4; 2025–2030 гг. – 2991,0); увеличение объемов инвестиций в туристско-рекреацион­ный РЭК; создание около 10 тысяч дополнительных рабочих мест.

Ожидаемые результаты от мероприятий в области осуществления стаби­ли­зационного направления повышения конкурентоспособности и устойчи­вости развития промышленного РЭК Республики (табл. 1): рост общего объе­ма ин­вести­ций на предприятия промышленного РЭК Республики; увеличение экспорта продукции и доли промышленного РЭК в общем объеме ВРП за счет выпуска инновационной продукции с высоким уровнем добавленной стои­мости (по показателю динамики производства товаров и услуг (в основных ценах соот­вет­ствующих лет: млн. руб.): 2008 г. – 33800; 2010–2015 гг. – 121774,5; 2015–2020 гг. – 204228; 2020–2025 гг. – 314230,10; 2025–2030 гг. – 483482); наличие высоко­техно­логичных производств, выпускающих конкуренто­спо­соб­ную продукцию.

 

Таблица 1. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий в области осуществления стабилизационного направления повышения конкурентоспособности

и устойчивости развития промышленного РЭК Республики

по показателю динамики промышленного производства, млн. руб.

Показатели

2008

2010–2015

2015–2020

2020–2025

2025–2030

Объем отгруженных товаров собственного произ­­водства, выполненных работ и услуг собствен­ными силами

1121,3

88720,1

110759

138733

174800

Объем отгруженных товаров собственного произ­­­водства, выполненных работ и услуг соб­ствен­ными силами – Подраздел CB: Добыча полезных иско­пае­мых, кроме топливно-энер­гетических

1121,3

1922

2229

2583

3000

 

Ожидаемые результаты от мероприятий в области осуществления ста­би­ли­за­ционного направления повышения конкурентоспособности и устойчи­вос­ти развития сельскохозяйственного РЭК Республики (табл. 2 и 3): сохра­не­ние доли сельскохозяйственного РЭК в ВРП Республики; рост средней номинальной заработной платы на предприятиях сельскохозяйственного РЭК до средне­рес­публиканского показателя; увеличение экспорта продукции животно­водс­тва за пределы региона; сокращение оттока населения из сельской местности; увеличение объема инвестиций в основной капитал предприятий сельско­хозяйс­твенного РЭК.

 

Таблица 2. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий в области осуществления стабилизационного направления повышения конкурентоспособности

и устойчивости развития сельскохозяйственного РЭК Республики

по общим показателям развития РЭК, млн. руб.

Показатели

2008

2010–2015

2015–2020

2020–2025

2025–2030

Продукция сельского хозяйства в хо­зяй­ствах всех категорий

12396,90

38216,37

57324,55

85986,83

128980,24

Растениеводство

4797,50

8257,04

12385,56

18578,34

27867,51

Животноводство

7599,40

29722,43

452258,65

678387,98

1017581,97

Продукция сельского хозяйства по ка­те­­гориям хозяйств:
- продукция в сельскохозяйственных ор­га­низациях

3022,75

9324,79

14453,42

22402,80

34724,35

- продукция в крестьянских (фер­мер­ских) хозяйствах и у индивидуальных предпри­нимателей

1806,61

5579,59

8648,36

13404,96

20777,69

- продукция в хозяйствах населения

7567,65

23311,98

36133,56

56007,03

86810,89

 

Таблица 3. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий в области осуществления стабилизационного направления повышения конкурентоспособности

и устойчивости развития сельскохозяйственного РЭК Республики по показателю динамики производства важнейших видов продукции в натуральном выражении

Показатели

Ед. изм.

2008

2010–2015

2015–2020

2020–2025

2025–2030

Валовой сбор зерна (в весе после до­работки)

тыс. тонн

142,16

161,5

290,7

523,26

941,86

Валовой сбор сахарной свеклы (фаб­ричной)

тыс. тонн

180,19

200,3

360,54

648,97

1168,14

Валовой сбор масличных культур – всего,

тыс. тонн

10,0

13,0

22,1

37,57

63,86

в том числе подсолнечника

тыс. тонн

8,9

16,5

25,24

38,62

59,09

Валовой сбор картофеля

тыс. тонн

167,1

290,0

455,3

714,82

1122,2

Валовой сбор овощей

тыс. тонн

51,59

77,5

136,4

240,06

422,51

Производство скота и птицы на убой (в живом весе)

тыс. тонн

39,68

59,00

93,22

147,28

232,71

Производство молока

тыс. тонн

220,62

280,3

490,53

858,41

1502,23

Производство яиц

млн. штук

86,74

128,3

214,26

357,81

597,55

Производство водки и ликеро-водоч­ных изделий

тыс. дкл.

175,1

240,0

408,0

693,6

1179,12

Следует отметить, что необходимо соблюдать принципы разработки стра­­те­гии повышения конкурентоспособности региона на основе развития ре­гиональных экономических кластеров (РЭК) Карачаево-Черкесской Рес­публики. Это необходимо для обеспечения объективной и реалистичной оцен­ки поставленных целей.

В заключение необходимо указать, что стратегия повышения конку­ренто­способности региона на основе развития РЭК Карачаево-Черкесской Республики должна содержать такие положения, как взаимодействие проек­тов развития РЭК с идеями национальных проектов, федеральных программ, политики федерального центра; поэтапное решение поставленных целей и задач повышения конкурентоспособности региона; совершенствование раз­ви­тия межрегиональных связей РЭК; асимметрия развития субрегиональных территориальных образований для целей эффективного функционирования РЭК; мероприятия, направленные на повышение качества жизни населения, способствующие устранению проблем в демографической ситуации, созда­нию необходимых условий для гармоничного развития личности и формирования институтов гражданского общества для формирования конкурентного регио­нального рынка. При этом, особое внимание при разработке стратегии повы­ше­ния конкурентоспособности региона на основе развития РЭК следует уделить созданию системы организационно-методического обеспечения данной стра­те­гии, охватывающей все уровни экономики: макро-, мезо- и микроуровни, повышающей эффективность планирования развития социально-эконо­ми­чес­ких систем разного уровня. Наиболее предпочтительным вариантом для Ка­рачаево-Черкесской Республики при формировании центров экономического роста и развития РЭК является создание специализированной организации, учредителями которой являются, с одной стороны, органы исполнительной власти Республики, с другой, бизнес, интересы которого связаны с развитием процессов повышения устойчивости развития РЭК, с третьей – ведущие представители экспертного сообщества (из системы высшей школы и науки Республики).

Библиографические ссылки:

  1. Козина Е. В. Роль кластерной стратегии в обеспечении устойчивого социально-экономического развития региона / Е. В. Козина, О. В. Савинова // Известия ПГПУ. – 2011. – № 24. – С. 45.
  2. Англичанинов В. В. Развитие промышленных комплексов на основе кластерных образований : монография / В. В. Англичанинов. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2009. – 332 с.
  3. Коршунова Г. В. Структурные основы конкурентоспособности / Г. В. Ко­­ршунова // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. – № 8. – С. 35–37.
  4. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конку­ренто­способных кластеров в стране с переходной экономикой / А. А. Мигранян // Вопросы теории и практики управления. – 2001. – № 8.– С. 17.
  5. Mattsson L. G. Management of Strategic Change in a «Markets-as-Networks» Perspective. In the Management of Strategic Change / L. G. Mattsson ; ed. by Fndrew M. Pettigrew. – Oxford; N. Y., 1987.
  6. Розов Д. В. Развитие конкурентной экономики – как базис опти­мизации обновления основного капитала / Д. В. Розов // Финансы и кредит. – 2006. – № 10. – С. 43–50.
  7. Субботина Т. Россия на распутье: два пути к международной кон­ку­рентоспособности / Т. Субботина // Вопросы экономики. – 2006. – № 2. – С. 46–64.
  8. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития / Т. В. Ци­хан // Теория и практика управления. – 2003. – № 5. – С. 24.
  9. Золотухина А. В. Проблемы инновационного и устойчивого развития регионов / А. В. Золотухина. – М. : УРСС, 2010. – 240 с.
  10. Скоч А. Эффективность кластеризации региональной экономики / А. Скоч // Экономические стратегии. – 2007. – № 05–06. – С. 156–159.